Поделиться:

«Адашкевич» – происхождение и значение фамилии

Большая часть иудейских фамилий стала производной от мужских имен. Как правило, при рождении евреям давались древнееврейские, в основном библейские имена, многие из которых впоследствии были приняты греческой православной церковью и таким образом попали к славянам.

Фамилия Адашкевич, вероятно, произошла от имени Адашко украинобелорусской формы имени Адам. В переводе с древнееврейского оно значит человек, но часто это имя переводится как красный, поскольку, согласно легенде, Бог слепил первого человека Адама, из красной глины.

Адам в Пятикнижии и Коране первый человек, сотворнный Богом, и прародитель человеческого рода. Муж Евы, отец Каина, Авеля и Сифа. Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла.

В христианской теологии Адам символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но вс это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам всему роду человеческому. Первородный грех был искуплн лишь вторым Адамом Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчиннность женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Традиционно в еврейских семьях при выборе имени следовали определенным правилам. Прежде всего, евреям запрещалось называть своих детей именем, которое не носили их предки. Поэтому широко использовались имена ближайших родственников: отца, матери, деда, бабки и т. д.

Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя человека, который жив. Соответственно, новорожденных нарекали в честь умерших людей.

Кроме того, у евреев широко распространен обычай давать детям имена праотцов еврейского народа, великих цадиков, именитых раввинов. Считается, что заслуги и праведность великого человека помогают тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.

Следует также отметить, что выбор имени у евреев во нескольком зависит от степени приверженности родителей традиционным ценностям еврейского народа. Так, в глубоко религиозных семьях детей обычно называют Йицхак, Шмуэль, Яаков, Йисраэль. В нерелигиозных семьях значительная часть детей носит такие изобретенные их родителями имена, как Рон и Гай, Ирис и Орли.

При создании фамилий использовались, как правило, элементы зон/ сон, то есть «сын» и ман «муж, мужчина».

Эта модель образования фамилий являлась весьма распространена. Поэтому фамилии, происходящие от одного и того же имени, могли встречаться у самых разных людей, проживавших в отдаленных городах и даже на территории других госв.