Поделиться:

«Крапивкин» – происхождение и значение фамилии

Запомнив с детства, мы на протяжении всей жизни повторяем ее как нечто раз и навсегда данное и очень значимое. У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. В большинстве случаев прозвища, поначалу присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, однако и в официальных документах.

Фамилия Крапивкин образована от прозвища Крапивка. Оно ведет свое начало от нарицательного «крапива» «травянистое растение с тонкими обжигающими при прикосновении волосками на стебле и листьях». До введения на Руси христианства наречение ребнка прозвищем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространнной традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя частью природы. Давая младенцу такое прозвище, как Крапивка, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделн избранный представитель животного или растительного мира.

У южных славян первую крапиву ели для сохранения здоровья на весь год. В Боснии на Пасху причащались вином и хлебом (похристиански), а потом крапивой. У болгар и сербов, когда в Юрьев день первый раз ели крапиву, произносили формулы отгона болезней и пожелания здоровья. В Страстную субботу болгары варили крапиву и мазали ею крупный рогатый скот, чтобы он не бесновался.

Охранные и продуцирующие свойства крапивы использовались в аграрных обрядах: сербы клали в посевное зерно корень крапивы, который после сева закапывали посреди поля. В Забайкалье на гряды капусты сажали выкопанную с корнем крапиву, приговаривая: «Крапива червям, а капуста нам». Чтобы никто не мог отобрать плодородие, чехи Моравии клали крапиву в первую телегу навоза, вывозимого в поле. А болгары украшали крапивой дежу, в которой замешивали обрядовые хлебы.

Крапиву использовали в колдовстве и магии: ее сжигали для отгона градовых туч; втыкали в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. У сербов старая ведьма «посвящала» новую, ударяя ее веником из крапивы. На Юрьев день во время качания на качелях македонские девочки ударяли взрослых девушек по ногам крапивой, чтобы их «распалить» и чтобы они вышли замуж.

Исходя из этого, можно предположить, что Крапивкой называли народного целителя, травника или лекаря. Крапивка, со временем получил фамилию Крапивкин.