Поделиться:

«Крапивьянов» – происхождение и значение фамилии

Основой фамилии Крапивьянов послужило мирское имя Крапивьян. Фамилия Крапивьянов относится к числу «растительных» фамилий, популярных на Руси. Скорее всего, она образована от нецерковного имени Крапивьян. До введения на Руси христианства наречение ребнка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространнной традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире.

Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя ее частью. Давая младенцу такие имена, как, к примеру, Волк, Белка, Соловей, Крапива, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделн избранный представитель животного или растительного мира.

Крапива растение, основное свойство которого жечь, жалить, колоть. В народной культуре она играла роль оберега и отгонного средства; причислялась к «дьявольским» растениям, соотносимым с «чужим» миром; вместе с тем наделялась символикой плодородия.

У южных славян первую крапиву ели для сохранения здоровья на весь год. В Боснии на Пасху причащались вином и хлебом (похристиански), а потом крапивой. У болгар и сербов, когда в Юрьев день первый раз ели крапиву, произносили формулы отгона болезней и пожелания здоровья. В Страстную субботу болгары варили крапиву и мазали ею крупный рогатый скот, чтобы он не бесновался.

Охранные и продуцирующие свойства крапивы использовались в аграрных обрядах: сербы клали в посевное зерно корень крапивы, который после сева закапывали посреди поля. В Забайкалье на гряды капусты сажали выкопанную с корнем крапиву, приговаривая: «Крапива червям, а капуста нам». Чтобы никто не мог отобрать плодородие, чехи Моравии клали крапиву в первую телегу навоза, вывозимого в поле. А болгары украшали крапивой дежу, в которой замешивали обрядовые хлебы.

Крапиву использовали в колдовстве и магии: ее сжигали для отгона градовых туч; втыкали в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. У сербов старая ведьма «посвящала» новую, ударяя ее веником из крапивы. На Юрьев день во время качания на качелях македонские девочки ударяли взрослых девушек по ногам крапивой, чтобы их «распалить» и чтобы они вышли замуж.

Однако нельзя исключить, что Крапивьяном называли злого или язвительного человека, острослова.

В «Ономастиконе» С. Б. Веселовского упоминаются: кн. Семен Дмитриевич Крапива Стародубский, убит в 1368 г. литовцами на Холхле; Крапивин Андрей Иванович, помещик, 1500 г., Новгород; Крапивин Федор, крестьянин, 1536 г., Переяславль; Кропива, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Крапивины, с конца XV в. в Шелонской пятине. Крапивьян, со временем получил фамилию Крапивьянов.