Поделиться:

«Курко» – происхождение и значение фамилии

Фамилия Курко ведет свое начало от прозвища Курок. Фамилия Курко, вероятнее всего, относится к так называемым «птичьим» фамилиям. В ее основе лежит прозвище Курок, в некоторых говорах так называли петуха. Согласно этому, такое прозвище мог получить драчун, забияка.

По иной версии, в основе фамилии Курко лежит мирское имя Курок, т.е. Петух.

Петух в народных верованиях славян вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в то же время наделяемая демоническими свойствами. Он характеризуется признаками опекуна хозяйства. Русские считали, что без петуха не будет водиться скот, у коровы будут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такое масло, говорят: «Держи хозяина в дому!» При разделе обе семьи заводят себе новых петухов. Считается необходимым и почетным, чтобы петух был бойким и драчливым. Для этого в Страстной четверг его кормят перцем и выбрасывают из окна.

Южные славяне предпочитают держать черных петухов. По их представлению «белый петух черный хозяин». Западные славяне считают, что белый петух приносит в дом счастье. У восточных славян также не принято иметь в хозяйстве черного петуха, так как в этом случае супруги часто ссорятся.

Петух символ плодородия. Он является одним из основных атрибутов свадебного обряда. Его резали, чтобы приготовить ритуальное блюдо после окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали петуха на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Красный петух в народных представлениях связан с пожаром. Фразеологизм «пустить красного петуха» известен всем славянам. Восточные славяне верили, что если в хозяйстве умрет петух, то случится пожар. Если он кричит и бьется в окно, то этим он предсказывает пожар.

Существует поверье, что его нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильипророка колют на пороге старого петуха и заводят нового. По их представлениям, старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демоническое существо. У всех славян считается, что старый петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо нечистое. Оно исполняет желания хозяина, однако через три года забирает его душу.

Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли. В некоторых местах считали, что петух загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей. По западносибирским поверьям, яйцо, которое петух несет каждые три года, надо бросить в горящее строение для прекращения пожара.

Менее вероятно, что в основе фамилии Курко лежит прозвище Курок, образованное от аналогичного нарицательного «курок» «в огнестрельном оружии деталь ударноспускового механизма, предназначенная для разбивания капсюля и производства выстрела». В таком случае, Курком могли прозвать либо мастера по изготовлению оружия, либо воина.

Позже прозвище Курок, для фамилии Курко.