Поделиться:

«Любаев» – происхождение и значение фамилии

Фамилия Любаев является самобытным памятником финноугорской культуры. Подобные фамилии встречаются преимущественно в европейской части России и в Прибалтике на территории расселения финноугорских народов, из которых наине менее несколькочисленными являются финны, эстонцы, карелы, саамы, ижорцы, вепсы, мордва (мокшане и эрзяне), марийцы, коми, удмурты, ханты и манси.

Изначально финноугорская ономастика являлась представлена только личными именами и прозвищами. Прозвища позволяли выделить из сообщества конкретного человека, указывая на какойлибо его отличительный признак. Имена же были призваны не только идентифицировать человека, но, прежде всего, служить обращением. При этом некоторые финноугорские имена имели магическое назначение: по древним поверьям, они приносили ребенку счастье.

Фамилии появились у финноугров после официального закрепления за представителями этих народностей статуса подданных Российского госва. За основу фамилий бралось именование главы семейства. При этом не всегда фамилии финноугров образованы от финноугорских корней: христианизация этих народов, а также их тесные контакты с тюрками, в том числе с тюркамимусульманами, стали причдругой появления у финноугров христианских, а также исламских и тюркских доисламских имен.

Фамилия Любаев произошла от дохристианского имени Любай. Оно, предположительно, образовалось от славянского корня «люб» при помощи аффикса ай, который используется в мордовской ономастике. Поэтому имя Любай в буквальном смысле значит «любимый, дорогой». Скорее всего, таким именем родители ласково нарекли своего долгожданного, желанного ребенка.

Представители фамилии Любаев упоминаются в некоторых Памятных книгах. Так, к примеру, в Книгу памяти Самарской области внесен Афанасии Ильич Любаев, родившийся в 1882 г. в с. ПодъемМихайловка Самарской губернии. В Книге памяти Ульяновской области упоминается крестьянин Данил Андреевич Любаев (р.1901), уроженец села Кудажлейка Барышского района Ульяновской области.

С самого момента своего возникновения фамилии подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. В результате имя или прозвище главы семейства закреплялось за его потомками и домочадцами. Иногда именование родоначальника переходило к потомку в неизменной форме, но чаще всего оно оформлялось русскими суффиксами ов, ев или ин, имеющими значение принадлежности. Таким образом, человек, предка которого звали Любай, со временем получил фамилию Любаев.

Среди наине менее именитых однофамильцев мордовский поэт и писатель Павел Кириллович Любаев (р.1919), главнейшей темой творчества которого является тема Великой Отечественной войны и борьбы за мир. В числе его трудов стихотворения (к примеру, «Ялгань вал» («Слово товарища», 1958), «Пичень гайть» («Сосновый звон»,1967), «Валдо ведьбайге» («Светлая капля», 1972), художественнодокументальная повесть о первом Герое Советского Союза из Мордовии И. А. Пожарском «Васень теште» («Первая звезда» , переводы на эрзямордовский язык немало стихов А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и др.

Безусловно, фамилия Любаев представляет собой замечательный памятник финноугорской культуры. Однако процесс формирования каждой отдельной фамилии мог быть длительным и не всегда имел привязку только к одной местности, а потому окончательно говорить о точном времени и месте происхождения фамилии Любаев