Поделиться:

«Навасардян» – происхождение и значение фамилии

Фамилия Навасардян ведет свое начало от названия второго Нового года, который отмечался древними армянами навасард (от персидских слов «нава» «новый» и «сард» «год»). Навасард отмечают 11 августа. Именно в этот день, согласно древней легенде, в 2492 году до н.э. (по традиционному армянскому летоисчислению) или в 2107 г. до н.э. (по «Хронологической Таблице» Микаела Чамчяна) Айк Ахехнавор (Айк Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриархродоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении Дюцазнамарт (юговосточнее озера Ван, среднее течение реки Айоцдзор) войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому госву.

Смысл этого праздника прежде всего, единение народа, недаром навасар в древности отмечали на обоих берегах реки Аратзани, на склоне горы Нпат царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском, а также люди других сословий.

Празднества длились большинство дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя армянская поговорка гласит: «Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы». На этих праздниках даже еда являлась умеренной.

Есть иная древняя поговорка: «Без вина придет новый год, без нгатзахика запоздает». В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотн и Тжакатк, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда имел нгатзахик. Эта традиция (применять в новогодних блюдах сушоный нгатзахик) являлась символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом сердцем Родины.

Праздник Навасард отмечается и в наши дни, и проходит он в языческом храме Гарни. Скорее всего, основатель рода Навасардян родился в канун великого навасарда, за что и получил имя, соответствующее названию праздника.

У каждого народа фамилии образовывались согласно местной национальной традиции. Характерной чертой армянских фамилий являются суффиксы ян, янц, енц, унц, онц, уни, выражающие принадлежность к определенному клану или родственную связь. Все эти форманты первоначально означали «из семьи такихто» или «из рода такихто». Соответственно, фамилия Навасардян сформировались имела значение «из рода Навасарда». Со временем специфические суффиксы утратили свое поначалуе значение и стали восприниматься лишь как фамильные окончания.

Армянские фамилии занимают означаетельное место в русской ономастике. Объясняется это тысячелетними связями Армении и России. Высокая социальная активность армян стала проявляться в XVIIIXIX вв., когда многие представители этой народности занимали видные места в культурной и торговоэкономической жизни России. Однако, несмотря на тесные контакты Армении с Российской империей и вхождением в ее состав в 1878 году, фамилия Навасардян, как и многие другие армянские фамилии, не подверглась процессу русификации и сохранила свою самобытность.

Среди наине менее именитых однофамильцев Ашот Цолакович Навасардян (1950 1997), армянский национальный и политический деятель. Основатель Республиканской партии Армении.