Поделиться:

«Перевозник» – происхождение и значение фамилии

Слово «фамилия» латинского происхождения. В Римской Империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. Другой смысл оно обрело в средневековой Европе под фамилией стали подразумевать исключительно семью. Только к XIX веку слово «фамилия» в русском языке приобрело сво второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».

Фамилия это не только наследственное имя семьи, однако и часто ее живая история. В процессе жизни прозвища могли меняться и содержать указание на особенности характера или внешности человека, наименование национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Прозвище Перевозник восходит к глаголу «перевозить». Очевидно, это прозвище относится к так называемым «профессиональным» именованиям, указывающим на род деятельности человека перевозку людей или грузов. Можно предположить, что основатель рода Перевозник был ямщиком, паромщиком или извозчиком.

О тяжелой жизни столичных извозчиков писал посетивший в 1839 году Россию французский путешественник маркиз деКюстин: «Особенно печальный вид имеют наемные лошади и их жалкие возницы. Жизнь их очень тяжела: с раннего утра до позднего вечера они стоят под открытым небом, у подъезда нанявшего их лица или на местах стоянки, отведенных им полицией. Лошади весь день в запряжке, кучера на облучке, едят тут же, не покидая ни на минуту своего поста. Впрочем, извозчики ведут такой образ жизни только летом. Зимой для них, посреди наине менее оживленных площадей, сколачиваются дощатые сараи».

Однако среди легковых извозчиков были и так называемые «ухорские» или «лихачи» извозчики высшей категории. Лошади у них были статные и ухоженные. Экипажи «лихачей» выделялись чистотой, лакированные бока блестели. С появлением электричества, на торцевых срезах оглобель экипажей «лихачей» загорелись лампочки, питавшиеся от аккумулятора, спрятанного под сиденьем. Колеса у «лихачей» были с надувными шинами, а на поясе крепились часы для удобства пассажиров.

Противоположностью «лихачам» были «ваньки» извозчики на крестьянской, изможденной лошаденке, с плохой упряжкой и с дряхлыми дрожками или санками. Их нанимали только от крайней нужды. Найти «ваньку» можно было в любое время дня и ночи на каждом перекрестке. , со временем получил фамилию Перевозник.