Поделиться:

«Селенских» – происхождение и значение фамилии

Фамилия Селенских образована от прозвища Селеня, в основе которого лежит глагол «селить» «обзаводиться домом, хозяйством или поселяться, обживаться на новом месте по своей воле». Селом в старину называли обстроенное и заселенное крестьянами место, в котором есть церковь. В Новгородской земле село состояло из многих, раскинутых деревенек, приписанных к одному приходу. Церковь с усадьбами духовенства и причетников, обычно стояла отдельно и называлась селом же или погостом. Об этом, поповском селе, говорится: «Стоит деревенька на горке, а хлеба в ней ни корки», т. е. почти нет хлебопашества.

В народе говорили: «Купил бы село, да денег голо», «Чего нет в себе, не найдешь и на селе (правды в людях)». Таким образом, прозвище Селеня получил житель села

Согласно иной гипотезе, Селеня это сокращенная форма имени Селифан (в некоторых говорах согласная «ф» меняется на «х»). Селифан это русская просторечная форма христианского имени Сильван, которое образовано от латинского «сильва», что в переводе на русский язык значит «лес».

Сильван, в римской мифологии изначально бог лесов и дикой природы, отождествлялся с Паном. Он не имел официального культа и был мало известен в период Римской республики. В период империи он стал самым распространенным богом плебеев и рабов; покровителем и даже инициатором культурного земледелия, хранителем дома, усадьбы, имения и его границ, где ему посвящалась роща, защитником земельных владений от покушений захватчиков, божеством растительности, животных, гор, скал, металлов и вместе с тем могучим верховным богом «спасителем, борцом, непобедимым, небесным, пантеем». Чрезвычайно несколькочисленны были культовые коллегии Сильвана, имевшие своих жрецов, справлявшие в его честь весенние праздники растительности, воздвигавшие ему святилища, не только за свой счет, однако и своим трудом, приносившие ему в дар лесные и садовые участки, фонтаны, сосуды, колонны, статуи бога, изображавшегося в крестьянской одежде, с серпом, плодами, деревом, собакой, козой, змеей хранительницей дома. В надписях часто упоминаются посланные Сильваном сны, видения. Его благодарили за исцеление, удачу, освобождение от рабства, от него ждали награды в загробной жизни за честную трудовую жизнь. Противостоя богам официального пантеона, он как бы воплощал протест народа и рабов против морали и культуры высших классов. Последние же причисляли Сильвана к «черни земных богов», трактовали его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю, «отброс всех элементов». Культ Сильвана был широко распространн в западных провинциях, где с ним отождествлялись боги сходного характера.