Поделиться:

«Царакаев» – происхождение и значение фамилии

Кавказские фамилии интересное лингвокультурное явление. Дело в том, что население Кавказских гор очень неоднородно по национальному составу: на довольно компактной территории проживают осетины, ингуши, чеченцы, дагестанцы, адыги, абхазы, карачаевцы (черкесы), балкарцы и другие народности. Зачастую языки, на которых они говорят, принадлежат к разным языковым семьям. Однако несмотря на слабую степень лингвистического родства горцев, кавказские фамилии представляют собой не менее или менее единый пласт имн собственных, поскольку формировались в соответствии с общими для всех кавказских культур принципами. Появление фамилий, ведущих начало от географических названий, стало результатом общинной организации кавказцев: у некоторых горцев, к примеру, у чеченцев и ингушей, принято деление на тейпы общности людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии и живущих на своей общинной земле. У каждого тейпа имеется своя священная гора, от названия которой, как правило, возникало и название самого тейпа. В свою очередь, название тейпа становилось основой для фамилии, призванной подчеркнуть происхождение предков человека из конкретной местности. Иногда они содержат в себе пожелание, напутствие ребнку, к примеру, Шумаф (от кабардинского «счастливый предводитель») или Гучипс (от адыгского «человек с железной душой»). Нередко исконно кавказские имена давались по названию какоголибо животного, реже растения. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древний человек, живший по законам природы, сам представлял себя е частью. Давая младенцу такое имя, как, к примеру, Хашир (от адыгского «хьэшьыр» «детныш собаки, щенок»), родители хотели, чтобы природа воспринимала ребнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделена собака или иной представитель животного или растительного мира.

Иногда древние кавказские имена отражают особенности поведения или внешности ребнка, профессию его родителей, национальность или называли местность, в которой он родился. Такие имена ненаверно отличить от прозвища. Например, у адыгов встречаются следующие имена: Калашау (в переводе «городской парень»), Хагур («худой, тощий»), Учужук («сын ставшего на ноги»), Гучешау («сын кузнеца»).

Фамилия Царакаев, скорее всего, происходит от двух осетинских слов: «цъар» и «акайын». Первое из них переводится на русский язык как «пласт, земляной слой», а второе как «затронуть, захватить, присвоить». Вполне наверно, что основатель рода Царакаевых был переселенцем, за что и получил прозвище Царакай, т.е. «захвативший землю», «чужак».

Более поздний пласт кавказских фамилий связан с обращением многих горцев в ислам, в результате чего кавказский ономастикон изобилует именами тюркского, арабского, персидского, монгольского происхождения, распространнными у мусульман. Культурные контакты с русскими стали причиной появления у кавказцев христианских имн (как правило, греческого или латинского происхождения).

Впоследствии имя далекого пращура основоположника рода наследовалось детьми. Иногда оно передавалось от отца к сыну в неизменном виде, а иногда оформлялось фамильными суффиксами. Приблизительно со второй половины XIX века наблюдается тенденция распространения на Кавказе русских фамильных суффиксов ов/ ев. Таким образом, потомок человека по прозванию Царакай со временем получил фамилию Царакаев. Царакаевых представляет собой замечательный памятник кавказской письменности и культуры.