Поделиться:

«Цетлин» – происхождение и значение фамилии

Значительная часть иудейских фамилий стала производными от женских имен.

По одной из версий, фамилия Цетлин образована от идишского женского имени Цейтл, что в переводе на русский язык значит «быстрая, энергичная». Скорее всего, это имя было принято евреями как обозначение еврейской праведной женщины, которую описывает царь Соломон в гимне Эшет Хаиль.

Согласно иной версии, в основе фамилии лежит прозвище Цетля, которое восходит к немецкому нарицательному zettel «документ», «нить». В этом случае можно предположить, что прозвище относится к так называемым «профессиональным» именованиям, указывающим на род деятельности человека. Так, предок обладателя фамилии Цетлин мог быть как писцом, так и портным.

Известный обладатель фамилии Михаил Осипович Цетлин (1882 1945), русский поэт, беллетрист, редактор, меценат; известен под псевдонимом Амари. Автор пяти книг стихов. Его первая книга, «Стихотворения» (1906), являлась за стихи революционного содержания конфискована в 1912. Он печатался под псевдонимом Амари; это слово является аббревиатурой имен ближайших друзей поэта. Автор пьесы «Женихи Пенелопы», воспоминаний о М. А. Волошине, книг о декабристах и о композиторах «Могучей кучки».

Следует отметить, что матронимические фамилии (образованные от имени матери или жены) у евреев встречаются гораздо чаще, чем у других народов.

Объяснением этого факта принято считать то обстоятельство, что у евреев (особенно в Европе) женщины в XVIIIXIX веках играли не менее активную социальную и экономическую роль, чем у их христианских соседей. Этому способствовало и то, что в иудаизме в заупокойных, поминальных молитвах и молитвах об исцелении принято называть того, о ком молятся, по имени матери, а не отца (к примеру, «Авраам сын Рахели» или «Ханна дочь Ривки» и т. п.).

При создании подобных фамилий использовались, как правило, элементы зон/ сон, то есть «сын» и ман «муж, мужчина».

Эта модель образования фамилий являлась весьма распространена. Поэтому фамилии, происходящие от одного и того же имени, могли встречаться у самых разных людей, проживавших в отдаленных городах и даже на территории других госв.

Исторически сложилось так, что у евреев человек и его имя всегда составляли одно неразрывное целое, а потому к выбору имени всегда относились очень ответственно. Достаточно сказать, что, Господь, согласно Библии, вывел иудеев из египетского рабства именно за то, что они не побоялись гонений и сохранили свои еврейские имена.